Фотогалерея


Телевизионная программа «Идеальный мужчина» 11 Апреля 2010 года


СПОКОЙНОЙ НОЧИ, МАЛЫШИ! 45 ЛЕТ ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ!


МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ АРТ-ФЕСТИВАЛЬ «МАМАКАБО»

Главная страница arrow «О …» arrow О художнике по свету Марине Лариковой
О художнике по свету Марине Лариковой
   На выставке SHOWTEX-2007 состоялось награждение лауреатов  Национальной профессиональной премии в области шоу-технологий SHOWTEX AWARDS за 2006 год.
Премия SHOWTEX AWARDS, учрежденная  выставочным холдингом «Майер Джей Групп», вручается ежегодно профессионалам шоу-бизнеса, чья деятельность непосредственно связаны с использованием профессионального технического оборудования в создании авторского произведения. На премию номинируются основные профессии в сфере шоу-технологий.
   Работы номинантов оценивал Художественный совет, в состав которого вошли значимые персоны в области шоу-индустрии, продюсеры, промоутеры, режиссеры, артисты, художники, композиторы такие, как Иосиф Пригожин, Бари Алибасов, Борис Краснов, Евгений Фридлянд, Катерина Гечмен-Вальдек, Александр Толмацкий, Олег Газманов, Владимир Матецкий - всего более 100 известных в имен шоу-бизнеса.
Лауреатами премии SHOWTEX AWARDS стала Марина Ларикова - в номинации "Художник по свету" за работу над концертом группы "Ария" "Армагеддон".

   Продакшн-компания Юрия Соколова, который не так давно был и продюсером группы «Ария», за полтора месяца подготовила грандиозный концерт, посвященный выходу нового диска группы «Армагеддон». Вместе c Мариной Лариковой они создали неожиданно зрелищное для металл-группы действо и показали его на Малой спортивной арене спорткомплекса «Лужники»10 ноября. Чтобы узнать, чем же отличился потрепанный состав в области современных сценических технологий, корреспондент «Шоу-Мастера» Аюр Санданов встретился с художником по свету и одним из stage-технологов шоу «Армагеддон: время новых героев» Мариной Лариковой.

   Марина Ларикова (Lightmaster) 

   Марина Ларикова: Как вам сказать… Когда я работаю сольные проекты, я стараюсь отталкиваться от смысла песни или даже от ее сверхзадачи, от того образа, который артист хотел создать. Внутренне я разделила концерт на две половины: одна — классический рок. А другая — театральные постановочные номера с трюками, тематическим видеорядом, этакий мюзикл, рок-опера. И задача все время была — подчеркнуть декорацию, но при этом не потерять драйв песни, не отвлечь внимания от театрального номера и одновременно поддержать энергетику песен и музыкантов.
При этом, как всегда на сольных концертах, я старалась максимально разнообразить свет. У меня было очень много разнотипных приборов, и каждый из них срабатывал по возможности реже. Хотелось включить прибор только один раз, но так, чтобы народ обалдел. Например, вот эти шесть здоровенных «голов» по четыре киловатта были задействованы всего три раза за концерт. Не хотелось сводить концерт в долбеж двумя кнопками: слева все блэнды, справа все стробоскопы.
Ударные моменты выделяет смена цвета, приема, характера, а не мельтешение всех приборов сразу. Юра сразу сказал мне: «Я хочу театр, мюзикл, статику». Была задача в постановочных номерах не потерять декорации, иногда простой сменой цветовой картины можно передать настроение песни. Мне кажется это не менее важно, чем попасть в долю.
   К тому же разнообразие приборов не обязательно зависит от величины бюджета.


   А.С.: К каждой песне специально подготовленный видеоарт?

   Марина Ларикова: Не ко всем. Некоторые из старых хитов мы делали только за счет света. Не потому, что лень было прописывать видео: та же «Улица Роз» — это песня, которой двадцать лет, ее наизусть знают все фанаты…

   А.С.: …И показывать уже ничего не надо.

   Марина Ларикова: Даже не так. Это скорее внутреннее ощущение этой композиции: мне хотелось видеть ее такой, какой «Ария» играла ее двадцать лет назад, тогда ведь только светом можно было подчеркнуть композиции, все шоу делались на фильтрованных PAR. Хотелось передать этот ретро-стиль…

   А новые песни выглядели совсем по-другому. Вот, например, «Кровь королей». Песня написана по мотивам легенды о короле Артуре и рыцарях «Круглого стола». На экранах тематическое видео, фильм-фэнтези. Юра придумал целый спектакль для этой песни. В самый драматический момент воспоминаний короля о битве и погибших за него рыцарей на сцену с потолка опускался саркофаг, в это же место незаметно опускался плунжер, на который заходили каскадеры, изображающие рыцарей «Круглого стола». А для зрителей открывалась следующая картина: из саркофага, выходят погибшие воины, о которых в этот момент поет король (солист «Арии» Артур Беркут). Далее по сюжету песни он вспоминает ту битву, где все погибли, причем в этот момент музыканты играют достаточно продолжительное гитарное соло и каскадеры, разыгрывая целый спектакль, рубятся на мечах, а на верхнем помосте как образ той эпохи в двух мощных контровых лучах стоит Беркут и поет последний куплет баллады.

   А.С.: На Западе подобные театрализованные концерты для известных исполнителей обычное дело, почему не у нас?
Марина Ларикова: Это известная история: за рубежом артист живет на деньги от продажи альбомов. У нас из-за пиратства «чешет» по гастролям. Зарубежный артист должен поддержать концертами альбом, удивить людей и убедить их купить его диск. А у нас звезды концертами деньги зарабатывают: чем меньше заплачено за свет, декорации, режиссуру, видео, аренду, промоутеру, тем лучше. Даже из самых крупных групп только «Звери», наверное, по-настоящему обращают
внимание на драматургию и шоу-составляющую концерта и «бьются» с промоутером до последнего за выполнение техни-
ческого райдера не только по звуку, но и по свету и сценографии.
Это, во-первых. А во-вторых, там другой подход. Фирмы-прокатчики не пытаются всучить промоутеру какое-нибудь неликвидное оборудование или потрепанные декорации из подбора, оставшиеся от прошлого концерта. Там продакшном занимаются специальные люди, есть отдельные режиссеры по свету, сценографии, видео и т.п., не «жмут» деньги на аренду зала для репетиций и монтажа.
   А.С.: А вы, получается, все это собрали и репетировали только один раз?
Марина Ларикова: Куда там. У нас ни один промоутер не снимет вам зал на лишний день для репетиции — у нас был вечер перед днем концерта и ни одного прогона. Со светом в день концерта успели отрепетировать одну песню (сам свет я прописывала полтора месяца в специальной программе с 3D-визуализатором).
Знаете, однажды одна из московских продакшн-компаний решила сделать одной российской звезде шоу и пригласила работать над ее концертом «фирмача» — художника по свету из-за рубежа. У него почему-то не было заранее прописанного шоу для артиста. И в день концерта, часов в пять, он подходит к одному из прокатчиков и спрашивает: «Когда начнется репетиция? Мне надо начать писать свет». Ему отвечают: «Дорогой мой, какая репетиция, концерт через час начинается!»…
Мы еле-еле выбиваем у промоутеров день на монтаж, чтобы физически успеть. Обычно декорации ставятся «к обеду», а свет, соответственно, к началу концерта.
 
   А.С.: Но в ситуации с «Арией» это был именно концерт в поддержку альбома — нового диска «Армагеддон». Отсюда «западный» подход?
Марина Ларикова: Да. И то это было скорее не их собственное желание, а воля промоутера и Юрия Соколова, которого убедили это шоу делать. На афишах было написано что-то вроде: «Армагеддон: время новых героев» — беспрецедентное световое шоу, пиротехника, декорации. Значит, нужно было все это оправдать. Над концертом работала большая команда. Кроме световиков и пиротехников были молодые ребята-декораторы из театра, костюмеры, специалисты по оружию, каскадеры, видеорежиссеры, съемочная группа, снимающая концерт для выпуска DVD.
   А.С.: Какая задача стояла перед Вами как перед художником по свету?
Марина Ларикова: Как вам сказать… Когда я работаю сольные проекты, я стараюсь отталкиваться от смысла песни или даже от ее сверхзадачи, от того образа, который артист хотел создать. Внутренне я разделила концерт на две половины: одна — классический рок. А другая — театральные постановочные номера с трюками, тематическим видеорядом, этакий мюзикл, рок-опера. И задача все время была — подчеркнуть декорацию, но при этом не потерять драйв песни, не отвлечь внимания от театрального номера и одновременно поддержать энергетику песен и музыкантов.
При этом, как всегда на сольных концертах, я старалась максимально разнообразить свет. У меня было очень много разнотипных приборов, и каждый из них срабатывал по возможности реже. Хотелось включить прибор только один раз, но так, чтобы народ обалдел. Например, вот эти шесть здоровенных «голов» по четыре киловатта были задействованы всего три раза за концерт. Не хотелось сводить концерт в долбеж двумя кнопками: слева все блэнды, справа все стробоскопы.
Ударные моменты выделяет смена цвета, приема, характера, а не мельтешение всех приборов сразу. Юра сразу сказал мне: «Я хочу театр, мюзикл, статику». Была задача в постановочных номерах не потерять декорации, иногда простой сменой цветовой картины можно передать настроение песни. Мне кажется это не менее важно, чем попасть в долю. К тому же разнообразие приборов не обязательно зависит от величины бюджета.

   Вот вам пример — песня «Там высоко». По сценографии солист группы стоит на верхнем подиуме и играет на клавишах один, остальных музыкантов на сцене нет. Эта баллада о встрече героя со смертью. В голову пришло следующее световое решение — оставить солиста в двух вертикальных контровых лучах, оранжевом и голубом, а у него над головой оставить подсвеченной Par-64 арку из ферм. При этом мы подняли экраны из-за края сцены сантиметров на сорок каждый и на них пустили видео — плывущие облака. Получилось, что герой стоит над облаками и размышляет о жизни и смерти. Теплые и холодные контровые как бы передают его образ на распутьи между адом и раем. А арка символизирует мост из скандинавских мифов, по которому умершие воины переходили либо к богу Одину в Вальхаллу, либо в царство смерти к богине Хель (вполне в духе «арийских» текстов).
В песне «Бал у Князя тьмы» булгаковские мотивы, и там оказались уместными «спотовые» головы с трафаретами и эффектом shake, а также банальная пиротехника — блестки, мыльные пузыри. Вроде бы совершенно «попсовая» история, но в этой песне этот эффект сработал эффектно и в тему.
Эффект должен идти за образом. Год назад я делала концерт Гарика Сукачева: там, казалось бы, тяжелый дым вообще ни к селу, ни к городу. И все же на песню «Белые дороги» я попросила поднять на высоту 5 метров трубы от дым-машины и пустить сверху дымный водопад — получилось очень эффектно. Ведь мы работаем для артиста, мы должны подчеркнуть и развить его образ и сверхзадачу песни.
В случае с «Армагеддоном» в моем распоряжении был месяц, были песни, которые несут достаточно ярко выраженную смысловую нагрузку, были роскошные декорации и сценические задумки. Стыдно в таких условиях не прописать и не продумать все заранее. Поэтому, за исключением некоторых отбивок, все шоу у меня было прописано «на одну кнопку», каждая песня прописана отдельно, вплоть до проигрыша.

   Воодушевившись энтузиазмом Марины, я договорился о встрече с идеологом «арийского» шоу, директором прокатной и продакшн-компании Live Sound Agency Юрием Соколовым...  .

   Проект «SoLi ensemble» - музыкальная инсталляция, даже октет, главный герой которой - квартет, состоящий из артистов известного российского камерного оркестра, плюс четыре музыканта, которые творят с видеоэкрана. Концепция проекта- классическая музыка в нестандартной и непривычной интерпретации с большим акцентом на подачу визуального ряда и звука.

Звукорежиссёр проекта - Александр Донин и художник по свету - Марина Ларикова. Марина создавала световое решение многих проектов, работала с такими известными музыкантами и группами, как «Ария», «Чайф», «Ва-банк», Гарик Сукачев, «Ночные снайперы», «Звери», Хор Турецкого и др.

   Тем, кто придет на концерт «SoLi ensemble», обещают «сумасшедший» свет, видеоряд, звуковые эффекты, сравнимые с рок-концертом. Планируется использование новейших светодиодных и проекционных инноваций, применение приемов и специальной техники, только недавно появившейся на мировом рынке шоу-технологий и успешно использованной на Западе при создании, к примеру, премии «Грэмми 2007», при этом играть музыканты будут на классических инструментах произведения великих композиторов, принципиально не прибегая к техно- и джаз-обработкам: текст исполняемых произведений классиков останется неизменным.

   Программа концерта - знаменитый опус Франца Шуберта - квартет "Der Tod und das Mädchen», октет Д. Шостаковича, сюита на темы из легендарного альбома группы Pink Floyd «The Wall».

   Как говорят сами музыканты, их творчество будет интересно в первую очередь тем, кто не против нестандартных подходов, кто мыслит намного дальше узких рамок и штампов, начиная от подачи музыкального материала и заканчивая концертной площадкой.

   Среди приглашенных гостей Ольга Кокарекина, Алика Смехова, Тина Канделаки, Петр Марченко, Яна Чурикова, Анфиса Чехова, Ирина Слуцкая, Светлана Бондарчук, Лада Дэнс, Алена Апина, группа A'STUDI, Андрей Малахов, Екатерина и Александр Стриженовы, группа «Фабрика», Елена Корикова, Игорь Чапурин, Константин Андрикопулос, Ольга Шелест.

Проявить себя в вокальных партиях классических арий смогут Владимир Пресняков, Наталья Подольская, Влад Топалов, Теона Дольникова, Теона Контридзезе.


Источник: Журнал "Шоу-Мастер"; FashionTime.ru.

 
« Пред.   След. »

Поиск по сайту